Все познается в сравнении. Семь особенностей рынка развлекательных мероприятий в сравнении с рынком путешествий.

Большинство из нас покупали билеты на самолет или поезд, оплачивали отель, ходили на концерты или театральные постановки. Давайте сравним рынок путешествий с рынком развлекательных мероприятий, и посмотрим на особенности последнего. Вот семь основных, с моей точки зрения, особенностей рынка развлекательных мероприятий:

Особенность первая: на рынке билетов на мероприятия гораздо больше спекулянтов и мошенников. Придя на концерт, можно с удивлением узнать, что у соседа билет стоил в два, или даже в три раза дешевле. Может «повезти» еще меньше, могут вообще не пропустить в зал, объявив билет поддельным. С авиа и жд билетами такого не происходит, они продаются по паспортным данным, и проверяются скорее паспорта, чем билеты. Невозможно представить, чтобы кто-то пытался перепродать свой авиабилет на Авито. Так же сложно представить вторичный рынок ваучеров на проживание в отелях. Важно, что покупка билета на развлекательное мероприятие – это эмоциональное, спонтанное действие, чем и пользуются спекулянты и мошенники. При планировании поездки, бронировании отелей и покупке билетов на транспорт подход покупателя куда более взвешенный и продуманный.

Особенность вторая: по сравнению с культмассовыми мероприятиями рынок транспорта гораздо сильнее регулируется государством, ведь перевозки – это лицензируемый вид деятельности. Авиа и жд компании не могут отменять рейсы и поезда как им захочется, например, из-за того, что на них продано недостаточно билетов, или пилоту «неохота» лететь. Они не могут переносить отправление или вылет на несколько недель. В то же время, отмена и перенос любых видов событий - рядовое явление на рынке мероприятий. При этом некоторые организаторы даже умудряются не возвращать (или крайне долго возвращать) деньги за билеты. Правда, на этот счет приняты новые поправки в законодательство.

Особенность третья: У каждой авиакомпании, жд перевозчика, у каждого отеля есть собственный сайт, на котором можно купить билет или оплатить номер в отеле непосредственно у поставщика услуг. Найти этот сайт несложно, поэтому, довольно часто, покупатели приобретают услугу на нем по минимальной цене. Организаторами же развлекательных и прочих мероприятий («поставщиками услуг») часто являются небольшие компании или ИП, у которых или нет сайта, или он не проиндексирован поисковыми системами, вследствие чего найти его практически невозможно. В этих условиях основную массу билетов продают билетные агенты, среди сайтов которых, на первой странице поисковой выдачи Google и Яндекс, попадаются и фейковые сайты мошенников, и сайты билетных спекулянтов. А ведь в этой выдаче есть еще сайты площадок – концертных залов, театров, дворцов спорта, стадионов и подделки под них. Немудрено потеряться во всем этом изобилии.

Особенность четвертая: в поисковой выдаче Яндекс и Google присутствует множество, с их точки зрения, релевантных ссылок на события, которые прошли несколько месяцев или несколько лет назад. Да, одни и те же события проходят в одних и тех же городах и залах ежегодно. Но вот с авиа и жд билетами такого бардака в поиске нет, хотя рейсы то же одни и те же, по одним и тем же маршрутам. Да и с отелями в поисковой выдаче тоже все в порядке.

Особенность пятая: Заполняемость крайне важна для всего: и для авиарейсов, и для поездов, и для отелей, и для концертов. Заполняемость решает, будет ли прибыль или убыток. Поэтому, на рынке путешествий стараются продать свои услуги через все возможные каналы продаж, довести информацию до пользователя любым способом, чтобы самолеты, поезда и отели не были полупустыми (но они все равно бывают). На рынке развлекательных мероприятий не так, здесь процветают «эксклюзивы». Билетным агентам хочется, чтобы событие продавалось только на их сайте, и ни у кого больше. Они диктуют свои условия организаторам. Их не волнует, что билетов может быть продано мало, и организатор отменит событие, чтобы минимизировать убытки. По этой же причине в индустрии развлечений почти нет агрегаторов, в отличие от сферы продаж авиабилетов или бронирования номеров в отелях.


Особенность шестая: На рынке путешествий нет такого «зоопарка» билетных процессингов, который существует для культмассовых мероприятий. Сейчас в России несколько десятков билетных систем для организаторов событий и билетных агентов, написанных программистами разного уровня: от совсем начинающих, до опытных профессионалов. Часть этих систем давно устарела, некоторые «сделаны на коленке». Лишь небольшое количество можно отнести к разряду высококачественных и современных билетных платформ, для которых доступна полная документация. В то же время авиакомпании, отели и ЖД перевозчики долгое время используют и развивают в относительно небольшое количество профессиональных систем.

Особенность седьмая: Билеты на большинство современных событий в России имеют только одно средство идентификации и защиты одновременно – штрихкод. На многих площадках используются простейшие Системы контроля доступа, считывающие штрихкод и сравнивающие его с тем, что загружено в их базу данных. Достаточно погуглить «поддельные билеты», чтобы понять, к чему такой подход приводит в реальности. Билетные операторы на любом популярном событии выявляют множество подделок, разбираются с большим числом конфликтных ситуаций. Про концерты и поддельные билеты можно почитать тут. Каменты, как всегда, рулят.


Несколько советов тем, кто собирается приобрести билеты на какое-либо событие:

1. Используйте для поиска событий специализированные поисковые системы, а не Google и Яндекс. Например, eventscanner.ru.

2. Покупайте билеты у агентов популярных билетных систем, которые дорожат своей репутацией, легально продают билеты и всегда возвращают деньги в соответствии с законодательством. Узнать, у какой системы вы покупаете билеты можно по внешнему виду пользовательского интерфейса. Неполный список билетных систем с их интерфейсами тут.

3. Не покупайте билеты в кассах, в любых кассах. Возврат денег, в случае отмены концерта превратится в длинный квест. И чем популярнее событие и больше билетный агент, тем дольше придется ждать возврата собственных средств.

4. Не покупайте билеты задолго до события. Достаточно часто, события отменяются за несколько недель до их начала. Подождите, и не придется заниматься возвратом, терять сервисный сбор.